Анализ конкурентов один из важнейших (но часто недооценённых) этапов подготовки продукта, сайта, аккаунта к продвижению и продажам. Выпускаете на рынок новый продукт? Анализируйте конкурентов. Сайт перестал продавать? Анализируйте конкурентов. Повысился процент отказов? Анализируйте конкурентов. В любой непонятной ситуации анализируйте конкурентов (и это не шутка). В данной статье рассмотрим конкретные пункты, по которым нужно провести сравнение перед запуском таргетированная или контекстной рекламы, seo-продвижением, созданием сайта и страниц в социальных сетях.
Давайте разберемся, как правильно подобрать конкурентов для анализа. Естественно, что для узкоцелевого бизнеса это не проблема, особенно это касается производственников. Там конкуренты знают друг друга в лицо. Но вот у нового игрока в широкой нише могут возникнуть вопросы.
Какие есть варианты подбора конкурентов?
1.Самый простой и быстрый способ — онлайн-сервисы. Чтобы получить более точный результат, нужно оплатить лицензию. Для примера Ahrefs и Serpstat показывают конкурентов по совпадению ключевых слов. Чем больше совпадений тем больше общих товаров (услуг). Первый — платный, на втором — эта функция доступна в бесплатном режиме.
2.Поисковые запросы. Вбить в поиск запрос по которому вас могут искать клиенты, например, «заказать СЕО-продвижение». Проверку следует проводить в режиме «Инкогнито», чтобы увидеть реальные позиции конкурентов. В режиме «Инкогнито» не учитывается история поиска.
3.Всевозможные отраслевые онлайн-каталоги, рейтинги и т.п.
4.На различных мероприятиях: выставки, форумы, конференции и прочее.
5.Большие маркетплейсы, отличный способ поиска конкурентов по товару для интернет-магазинов, например Розетка.
6.Опрос клиентов или потенциальной целевой аудитории.
Для первоначального анализа нужно отобрать от 3 до 7 максимально сильных конкурентов. Кандидаты должны отвечать следующим требованиям:
- общий регион работы;
- максимально схожий ассортимент;
- максимально приближена ценовая политика;
Обязательные пункты для анализа:
1.Наличие сайта и его качество.
- CMS. сайты на агрегаторах всегда проигрывают и по визуальной части и по техническим возможностям.
- контент на сайте. Нужно оценить качество и объем текстов, которые описывают категории, да и сами товары/услуги, качество фотографий.
- способы связи;
- условия доставки, наличие суммы минимального заказа и прочее.
- интерфейс. Следует пройти путь покупателя, и оценить удобство оформления заказа.
- мета — данные (мета-теги), видимость сайта в поиске, семантическое ядро, количество входящих и исходящих ссылок, а также места seo-публикаций — так званый Аудит ссылочного профиля. Этот пункт очень важен для СЕО-продвижения. Частично данные можно получить с помощью вышеупомянутых Ahrefs и Serpstat, а также Linkpad, Similar Web и подобное, более подробно о Seo — оптимизации читайте в следующих статьях.
2.Наличие страниц в социальных сетях и их качество.
- количество и качество подписчиков;
- частота выхода постов и сториз;
- качество контента;
- скорость ответа менеджера в комментариях и личных сообщениях;
- публикации, которые больше всего понравились аудитории (анализировать не по лайкам, а по комментариям, последние должны быть разнообразными, таким образом можно частично исключить накрутки).
- ведутся ли продажи через социальные сети.
3.Цена. Этот пункт даст понять на сколько конкурентоспособны ваши цены в сравнении с конкурентами.
4.Реклама и ее качество. Даст четкое понимание, куда конкуренты вкладывают свои рекламные бюджеты. Но, нужно отметить не только места размещения рекламы конкурентов, но и качество макетов и специальных предложений.
5.Интересные фишки. Например, онлайн-сервис по подбору обоев по панорамному снимку комнаты, калькулятор вычета налогов из зарплаты, Подбор оправы для очков онлайн, 3-d тур по отелю и т. п.
Не стоит «любезно одалживать» фишку конкурента. Важно сделать сервис лучше и оригинальнее!
Все полученные данные нужно структурировать в таблицы, диаграммы, графики. Детально всё проанализировать, выделить свои недостатки и преимущества, сформировать лучшее предложение и удобнее сервис.